Pro Tools 11 – новая версия флагмана звуковой индустрии

Николай Орса

Немного об истории и идеологии

Семейство программ и программно-аппаратных комплексов Pro Tools хотя бы понаслышке известно каждому, кто имеет какое-либо отношение к современной индустрии звука. С 1991 года, а именно тогда компанией Digidesign была выпущена в свет первая версия программно-аппаратного комплекса Pro Tools, эта платформа профессиональной цифровой обработки звуковой информации претерпела немало трансформаций, оставаясь при этом практически безальтернативной по сумме параметров и возможностей, и став де-факто стандартом во всех областях работы со звуком. Поделюсь своими соображениями и наблюдениями, почему сложилось именно так, а так же предложу свой субъективный профессиональный взгляд на только что появившийся Pro Tools 11.

Итак, несмотря на прошедшие 22 года, основная концептуальная основа Pro Tools осталась той же: это некий гибрид монтажного стола и многодорожечного магнитофона, к которому "прикрутили" микшерный пульт-трансформер и увесистый набор звуковых обработок, а потом ещё секвенсор и виртуальные инструменты к нему. То есть основная задача Pro Tools - грамотно и осознанно записать то, что уже придумано и, желательно, отрепетировано, затем кропотливо и вдумчиво отредактировать и, в конечном итоге, чётко осознавая каждый шаг, свести запечатлённый в многодорожечном виде материал в стереотрек. Эта особенность определяет, собственно, менталитет "протулзистов" и неприятие этой идеологии некоторыми музыкантами и звукооператорами.

Идеология работы в среде других "монстров" цифрового звука предполагает иной подход: Logic, Ableton Live! и Cubase, например, "заточены под креатив", то есть сев за компьютер, музыкант должен быстро получить простой путь к как можно более продвинутому, но интуитивно понятному инструменту для композиции и аранжировки. Задача не продумывать каждый шаг, а "схватить идею за хвост", не задумываясь над тем, каким путём пойдёт внутри этой "железки" звуковой сигнал. Поэтому большинство продюсеров и звукорежиссёров, вышедших из среды музыкантов и, как правило, не имеющих глубокого технического образования и технологического мышления, чувствуют себя в среде этих программ привычнее и увереннее, чем в Pro Tools и ему подобных.

С концептуальной основой Pro Tools связан и катастрофический консерватизм ее разработчиков, приводящий к "долгострою" с внедрением очевидных новшеств в программную основу системы. Дело в том, что в разработке и доводке комплекса Pro Tools принимает участие целая армия бета-тестеров из разных стран мира, координируемая из офиса аудиодепартамента AVID в США.

Результат работы этих "самоистязателей" – набор требований, сертифицированных компанией AVID для устойчивой работы систем Pro Tools в соответствии с различными производственными задачами. То есть если данный набор "железок" соответствует описанному в списке - значит, данный комплекс гарантированно будет работать. И это дорогого стоит, ведь от надёжности всего комплекса записи или озвучения зависит, состоится ли запланированное в принципе! Понятно, что на доскональное изучение всех дырок и несовместимостей в программе уходит минимум год-полтора (в самом лучшем случае), и за это конкуренты успевают внедрить массу нового, зато – надёжность! И именно эта железобетонная надёжность неоднократно выручала меня за те 20 лет, что я работаю с этой системой.

Ясно, что сама по себе надёжность не может являться настолько определяющим фактором, чтобы сделать любую систему доминирующей на рынке. Поэтому стоит сказать о самом главном технологическом решении, заложенном в Pro Tools: это (в базовом решении) не просто программа, а программно-аппаратный комплекс. Поясню. Времена, когда создавался первый Pro Tools, были для компьютеров ещё весьма тяжёлыми. Процессоры были слабыми и медленными. Учитывая, что обработка потока данных (а именно так выглядит звук "в цифре") в большом объёме с гарантированным временем получения результата в каждый момент времени была сложнейшей задачей на тот момент, разработчики приняли гениальное решение: обсчётом звука занимался комплекс из нескольких процессоров, специализированных только для этих задач (так называемые DSP или Digital Signal Processors, то есть процессоры цифровой обработки сигналов). Этот комплекс работал настолько быстро, что задержка между вошедшим в аппарат сигналом и его обработанным вариантом на выходе системы составляла не более нескольких десятков семплов, nо есть, по сути, была почти незаметна. Кроме того, поскольку все вычисления брала на себя "команда DSP" , то центральный процессор оставался свободным для обслуживания всех других задач, и работал, соответственно, легко, быстро и надёжно. Эта схема работы совершила переворот в звуковой индустрии и получила название по методу обработки данных – TDM (Time Division Multiplexing, система обработки с разделением сигналов во времени).

К этому стоит добавить, что в качестве базовой (а на первое десятилетие и единственной) платформы был выбран Apple Macintosh, также прославившийся своей приспособленностью под мультимедийные задачи, надёжностью и быстродействием благодаря устойчивой и грамотно написанной операционной системе и скрупулёзному подходу к качеству комплектующих и сборки.

Ни одна из других цифровых звуковых рабочих станций в то время не имела такого набора положительных качеств за приемлемое соотношение качество/цена, что, собственно, и  определило нынешнее положение Pro Tools на законном первом месте. До последнего времени, повторюсь, не была внедрена в сколько-нибудь заметных масштабах ни одна конкурирующая с TDM система потоковой обработки цифровых звуковых данных.

Как обычно в жизни и бывает, сначала успешность системы работала на популяризацию её имени, а потом раскрученное имя работало на популярность системы. Поэтому для дальнейшего захвата рынка, когда развитие скоростных и мощностных качеств центральных процессоров персональных компьютеров достигло приемлемых величин для задач обработки потокового аудио, были выпущены "облегчённые" и сильно урезанные по возможностям версии Pro Tools без использования технологии TDM, но существующие параллельно с ней.

Эволюция систем Pro Tools

Итак, прогресс не стоял на месте, и появление всё новых и новых конкурентов и технологий подхлёстывало менеджеров и разработчиков Digidesign вносить всё новые и новые решения в Pro Tools. Так мы дожили до Pro Tools 4 с 24-битной записью, Pro Tools 5.1.3 с невероятно гибким виртуальным микшером; Pro Tools 6.4, устойчиво работающего под ещё несовершенной Mac OS Х 10.3.2; Pro Tools M-Powered, ставшего доступным домашним студиям; Pro Tools 8.0.4, работающего даже на "кривой" Windows XP (и получившего, наконец, функцию Strip Silence с нормальными настройками, почему-то выкинутыми при переходе от 4 версии к 5-й); Pro Tools 9.0.5, позволившего работать на штатной звуковой карте компьютера (что можно было бы реализовать ещё с 4-й версии); и, наконец, до Pro Tools 10, в котором наконец-то появилась функция изменения Gain отдельного региона (как в Samplitude и Nuendo 7-летней давности) и поддержка Interlieved Stereo Files и 32 bit Floating Point (которой весь мир пользовался уже лет 10 до этого момента).

Но все упомянутые ранее версии Pro Tools опирались на всё ту же внутреннюю математику, отличаясь, видимо, лишь надстройками, улучшающими пользовательский интерфейс и гибкость внутренней коммутации. То есть звучание (окраска цифрового звукового сигнала в результате математических операций внутри системы) принципиально никак не отличалось от ранних версий Pro Tools. Быстродействие всего комплекса в целом росло также экстенсивным путём, то есть только за счёт усиления процессорной мощности и масштабирования системы. Естественно, что эти возможности рано или поздно исчерпываются...

...И вот мы имеем Pro Tools 11, в котором, наконец, появилась масса функций, которых ждали уже более 10 лет, который необычайно гибок во всех областях, демонстрируя, что команда разработчиков стала, наконец, больше внимания уделять всё более расширяющейся армии пользователей, и что финансовые аппетиты менеджмента тоже несколько снизились ввиду конкуренции с тем же Logic и Cubase...

Но, если серьёзно, то работа действительно проведена огромная! Ведь, например, чтобы сделать Bouncing не в реальном времени, пришлось в корне переписать не только всю математику "движка", но и разработать принципиально новую архитектуру plug-in (подключаемых модулей), позволив процессору считать в удобном для него 64-битном режиме, рациональнее обращаться с оперативной памятью и более гибко использовать возможности DSP.

Ожидания действительно велики, ибо при сравнении звучания Pro Tools ранних версий с, например, системой Pyramix предпочтение однозначно отдаётся второй. И, если бы не неясность и запутанность для понимания нормального человека интерфейса и принципов обращения с информацией системы Pyramix, то все его слышавшие, непременно бы "перескочили" на эту платформу. К сожалению для Pyramix и к счастью для Pro Tools первая пока остаётся платформой, созданной программистами для программистов, а никак не для обычных людей.

Основные отличительные черты Pro Tools 11

Рассмотрим подробнее, что же такого классного нам дает Pro Tools 11? Список нововведений достаточно объёмен и касается не только визуального отображения. Как отдельное достижение, указывается возможность установки на один компьютер сразу и новой версии Pro Tools 11, и Pro Tools 10, что в условиях современной повсеместной практики торопливого внедрения не до конца доработанных программных продуктов является очень хитрым решением. Например, при импортировании в сессию файлов формата *.wma прямо рекомендуется делать это в 10-й версии, так как, видимо, прописать модуль импортирования файлов в новой версии ещё не успели.

Кто работал в Pro Tools, знает, что понятие Undo в этой среде весьма специфично. Во-первых, не всякое действие под него подпадает (это связано с многократно оправдавшей себя идеологией неразрушающего редактирования), а во-вторых глубина отмены не бесконечна. В новой версии глубина Undo - 64 действия. Для Pro Tools это очень много.

Также для помощи пользователям организована online-поддержка непосредственно из меню помощи (Help menu) (рис. 1).

Рис. 1 Help menu

Достаточно вспомнить, как раньше пользователей вводила в ступор надпись, что "у Вас ошибка номер ХХХ" – и никаких пояснений. Теперь можно обратиться в службу поддержки прямо из сессии!

Инсталлируется система тоже просто, в режиме Drag-and-Drop, правда, уточняется, что только пользователям Apple Mac. Остальным придётся покорячиться, чтобы заставить строптивую Windows работать корректно. Кстати, Windows 8 пока не поддерживается...

Полностью переписан встроенный в программу браузер файлов, выбирающий файлы в режиме поиска (рис 2 и 3).

Рис. 2 Workspace Browser

Это очень важно, ибо в предыдущих версиях он был весьма сыроват по интерфейсу и мог намертво "повесить" систему во время работы.

Рис. 3 Workspace Browser

Новая программа полностью написана для работы в 64-битной среде, то есть все преимущества нового поколения процессоров Intel теперь раскрываются в полной мере. Это я сильно почувствовал во время тестирования.

Выросло количество одновременно запускаемых виртуальных синтезаторов, их теперь может быть 64. Увеличился предел количества треков в сессии и количество виртуальных шин. Здесь надо особо указать, что ругаемое многими технологически не очень грамотными пользователями ограничение количества треков в Pro Tools связано с тем, что надёжная система должна гарантированно отрабатывать заявленные параметры, а не повисать насмерть при попытке воспроизвести или записать 384 трека одновременно! Поэтому знающие люди всегда мирились с этими ограничениями, имея в своём распоряжении априори устойчивый комплекс. Кстати, не могу не упомянуть здесь снова об этапе бета-тестирования. На сайте компании всегда висит информация о совместимости различных систем и версий и рекомендованные (сертифицированные производителем) наборы "компьютер + железо + ПО". Лично мне это неоднократно помогало при комплектации различных студий и комплексов.

Полностью переписан "движок" программы, то есть её внутренняя математическая машина. Все версии до этого, как я понимаю, не сильно отличались друг от друга, опираясь на всё ту же DAE – Digidesign Audio Engine. Теперь кардинально поменялось всё, и двигателем является AAE – AVID Audio Engine – единый движок для Pro Tools и Media Composer (широко распространенная профессиональная видеомонтажная программа от AVID). Идеология, видимо, позаимствована у компании Apple, которая создала единый аудиоформат AU (Audio Unit), встроенный в операционную систему Mac OS X и используемый в Logic Pro и Final Cut. AAE использует 64-разрядную адресацию и несовместима со многими ранее выпущенными железками типа Accel, которые используют 32 бит.

Поэтому многим студиям придётся поменять и аппаратное оснащение для работы с новейшим и мощнейшим Pro Tools 11. В то же время многие железки младших классов (ранее LE, M-Powered и SE) корректно работают под AAE. Благодаря AAE увеличилось количество виртуальных синтезаторов и сократилась задержка (Latency) при обработке сигнала во время записи, что позволяет делать мониторинг напрямую при записи, по ощущениям сравнимый с системами TDM.

Ещё одна функция, сильно увеличивающая производительность, называется dynamic plugin processing (рис. 4).

Рис 4.Dynamic Plug-in Processing

Для работавших в Samplitude это не новость, а вот в Pro Tools эта функция появилась только сейчас. Что же это такое? Дело в том, что старая идеология программно-аппаратного комплекса Pro Tools привязывала процессорные мощности к каждому треку, и они были жёстко закреплены за дорожкой. Даже если на дорожке ничего не воспроизводилось, объём задействованных процессорных ресурсов не высвобождался. Представьте, насколько быстро в этом случае исчерпаются хотя и большие, но всё-таки не бесконечные возможности системы. Теперь задействованная мощность плавно изменяется в зависимости от воспроизводимого фрагмента: если воспроизводимых одновременно регионов на треках много – загрузка велика, если нет – процессоры почти свободны. Кто работал с киносессиями по 128 треков в вертикали, где одномоментно задействованы (то есть реально воспроизводят расположенные на них регионы аудиофайлов) обычно, не более 20-30, по достоинству оценит эту возможность. (Рис. 5 и 6)

Рис. 5 CPU Power
Рис. 6 CPU Indicator

Наконец удалось сделать возможность производить bounce (сведение сессии в файл в нужном формате) не в режиме реального времени (как в Logic). Более того, теперь можно, как я понял, "сливать" материал в несколько потоков, то есть с нескольких физических или виртуальных шин одновременно. Это очень важно бывает, например, при работе в Surround-формате, когда материал отдаётся на киностудию так называемыми "стемами" (stems), то есть в нескольких подмиксах (Drums, Brass, Strings, Bass, Vocals и т.п.) для удобства дальнейшей работы со всей звуковой тканью фильма. Также отметим, что bounce теперь можно сразу делать в нескольких звуковых форматах, например MP3 (рис. 7а и 7в) и WAV (BWF) (рис. 7б).

рис 7а Bounce Set Parameters Window
<
Рис 7б Bounce Parameters
Рис 7в MP3 Bounce parameters

(Bounce с нескольких шин мне попробовать не удалось, видимо в демо-версии её попросту нет).

Рис. 7  Offline Bounce

Готовый сведённый материал можно сразу же из сессии опубликовать в SoundCloud и т.п. (рис 8)

Рис. 8 Подключение к SoundCloud

Отдельных похвал заслуживает новая очень гибкая система визуального мониторинга, позволяющая выбирать различные алгоритмы отображения индикаторов сигнала (помню, сколько баталий было с коллегами-"киношниками" по поводу покупки "градусника" на студию ценой около 400 долларов) ("Градусник" на профессиональном жаргоне звукорежиссёров кинокартин – многосегментный индикатор уровня стандарта DIN и подобных – Прим. авт.). Небольшой индикатор теперь можно видеть в верхней строке инструментов сессии и даже включить его в панели транспорта. (Рис. 8а)

Рис. 8а Out Indicator

При включении в цепь компрессора или иного прибора динамической обработки появляется дополнительный индикатор отработки уровня справа от основного. (рис 9)

Рис. 9 Gain Red in Trax

(С этой опцией были проблемы, ибо при первой пробе она появилась, но после нескольких запусков программы исчезла! Чего только я не делал, но всё бесполезно. Только почитав форумы пользователей, выяснил: эта опция заявлена только в Pro Tools HD, а в обычной версии её нет! Ничто не мешает ей там быть, но надо же вытрясти деньги из потенциальных покупателей! – Прим. авт.). Маленький индикатор уровня появился даже на посылах (send), что очень помогает при сведении, сильно увеличивая наглядность микса и облегчая промежуточный контроль. (Рис. 10)

Рис10. Gain Red Frame

Известная проблема задержки обрабатываемого сигнала во время обработки подключаемыми модулями уже довольно давно решается в Pro Tools задействованием дополнительных системных вычислительных ресурсов для компенсации в режиме опережения воспроизведения необходимого трека. Теперь в Pro Tools 11 обсчитываются еще и задержки для плагинов, работающих в режиме side-chain. (рис. 11).

Рис 11. Delay Compensation

Все подключаемые модули имеют теперь один общий формат AAX. И это весьма радует, ведь ранее приходилось покупать плагины дважды – для разных форматов, а некоторые выходили в формате только RTAS или только TDM.

Продолжая тему подключаемых модулей, не могу не отметить особо новую версию виртуального инструмента под названием Click (рис 12).

Рис. 12 New Click

Я помню ещё те времена, когда метрономом мог быть только какой-нибудь внешний модуль, управляемый по MIDI. Теперь Click позволяет выбрать звуки из довольно обширной библиотеки. Те, кто работал с музыкантами на записи живых инструментов "под клик", знают, как трудно бывает угадать пожелания музыканта, чтоб клик не раздражал и при этом читался в нужной фактуре и не прослушивался потом в трекинге. Теперь эта возможность есть и в самом развитом виде. Можно сделать любой размер, любую акцентировку сильных и слабых долей и любыми наборами перкуссионных инструментов, имеющихся "на борту".

Бывали нередко в моей практике ситуации, когда мне очень не хватало возможности прописывать кривую автоматизации прямо во время записи трека. Так вот, теперь эта возможность есть! И она совершенно нелишняя. Желающих поспорить могу отправить на работу в каком-нибудь телесериале на пост-продакшн. Я обязательно воспользуюсь этой возможностью в студии – и самому экономия времени и сил, и на клиента впечатление производит неизгладимое.

В придачу к особенностям автоматизации добавлю возможности затыкать "горячими клавишами", например все одноимённые посылы, или все посылы вообще, включать bypass на группе обработок или на всех сразу!

Следующая очень необходимая функция - возможность включать хоть сразу все посылы в режим расширенного просмотра, когда вы их видите все сразу со всеми регуляторами уровня и панорамы, как на настоящих больших пультах. (рис. 13)

Рис. 13 1Sends Full Size

Отрисовка линии автоматизации входной громкости региона (gain) добавляет недостижимой ранее гибкости редактирования записанной звуковой информации, при этом обсчёт картинки Overview привязан к этой кривой (как в Samplitude).

Очень порадовало наличие полной версии ритмического редактора Beat Detective в облегчённой версии программы. Он работает весьма корректно, и я его с удовольствием использовал на редакции барабанного трекинга - результат получился очень убедительный. (Рис. 14)

Рис 14 Beat Detective

Появились новые возможности при работе с видео, например, можно создавать его в разном качестве и т.п., но говорить об этом подробно не могу, так как во время тестирования не имел возможности уделить этому достаточно внимания и времени.(Рис 15 и 15а)

Рис 15 Video Full Quality
Рис 15а. Video Responce

А попытка порезать видео, хотя бы как в 9-й и 10-й версиях, не увенчалась успехом – 11-я версия просто игнорировала все попытки коснуться видеоматериала моими неопытными руками. (К тому же многие видеоопции предполагают наличие специального аппаратного обеспечения для обработки видеоданных (оборудования фирмы AVID – Прим. авт.).

Pro Tools 11 и реальное впечатление от знакомства

Безусловно заманчиво получить "с пылу с жару" свежий продукт на тест в течение месяца за "совершенно бесплатно" (необходимо иметь iLock за 50-70 долл., безлимитный быстрый интернет и полтора-два часа свободного времени на возню по установке – Прим. авт.). Посмотрим, что же реально даётся на тест среднестатистическому юзеру музыкального софта. Итак, я зашёл на сайт, не забыв приготовить свободный iLock2, выбрал в меню Free trials, и приключение началось!

Первое моё огорчение при попытке установить "триал" (ограниченную во времени использования бесплатную пробную версию), – это невозможность (по крайней мере, для меня) реально протестировать всё и в полном объёме. Также удивило отсутствие чётких и вразумительных инструкций, прочитав которые, можно было бы быстро понять: что это, зачем это, как это взять и куда поставить? А также - как это грамотно инсталлировать в зависимости от системы и будет ли это работать на том и с тем, что есть в студии?

Впрочем, это, как и всегда, не особо удивило. Видимо, это фирменный стиль – ты должен понимать, что делаешь, а не знаешь – нечего соваться, ибо это для "профи", а "профи" всегда платят. (Рис 16)

Рис 16. Virtual Synths

Я допускаю, что разработчики могли не сильно озаботиться удобствами для "чайников", ибо не на них рассчитано, но лично я постарался бы сделать продукт удобным во всём, особенно во время тестирования... В общем, я не смог "в лоб" скачать и поставить расширенный пакет подключаемых модулей (plug-in) и виртуальных синтезаторов. Видимо, это не предусмотрено пробной версией…

Второе и очень неприятное огорчение ждало меня во время сравнения различных версий Pro Tools на одном и том же музыкальном материале. Я имею в виду совершенно неотработанную систему конвертирования сессий для обратной совместимости версий. То есть попытка сохранить сессию в формате Pro Tools 7–9, на первый взгляд, удалась – сессия скопировалась с нужным расширением и всеми сопутствующими аудиофайлами. Но когда я открыл её в Pro Tools 8, то некоторые из подключенных модулей (эквалайзеры, компрессоры и ревербератор) оказались неактивными. При этом появилось указание, что недостаточно ресурсов (хотя их было навалом), и при попытке принудительной активации выскочило окошко, что это TDM версия plug-in и её открыть в Pro Tools LE невозможно. И при этом на всех остальных треках всё открылось с теми же самыми плагинами и корректно! Замечу, что пользовал я обычные штатные модули, одинаковые для всех систем, начиная с 8 версии. Удалось обойти эти проблемы только благодаря наличию нескольких версий Pro Tools в моей студии. Я перенёс материал в студийный компьютер с Pro Tools TDM HD2 версии 9.0.5, открыл там эту ущербную версию (их было, кстати, три варианта и все с одинаковыми ошибками), вручную открыл покалеченные плагины через меню выбора модуля на треке (каждый!), проверил, все ли параметры восстановились правильно, верен ли формат (RTAS), и после этого сохранил сессию и открыл её на другом компьютере в 8-й версии...

Что же касается работы с реальным материалом, то впечатление очень приятное, поскольку возможности машины вырастают по ощущениям минимум вдвое. Я уж не говорю про сброс микса "в глухую" (опция offline bounce), которого столько лет (после Pro Tools на Audiomedia III) ждали "протулзисты". Могу ещё сюда добавить, что при попытке "слить" тот же материал в версии 8.0.4 компьютер повис на середине микса, сказав, что "диск медленный или сильно фрагментированный" (Your drive may be too slow or fragmented), и пришлось отправлять bounce на другой диск, не на тот, с которого воспроизводился мультитрек. А вот Pro Tools 11, "не моргнув глазом", отправил всё туда, куда было назначено, и на скорости в восемь раз большей, чем нормальная. (Материал был записан через интерфейс I/O 192 на частоте дискретизации 96 кГц и с разрядностью 24 бит, а в сессии Pro Tools 11, для усложнения задачи был выбран формат 32 бит с плавающей запятой – Прим. авт).(Рис 17)

Рис 17. New Session Set Window

Надо сказать, что у этого плюса есть один минус, так как это связано с принципиально иной работой с дисковой подсистемой в 10 и 11 версиях программы по сравнению с предыдущими версиями. Эти версии Pro Tools требуют в разы большего количества оперативной памяти, так как вся (!) сессия грузится в память и потом пишется и воспроизводится исключительно в неё и из неё. Но профессионалам нельзя экономить на памяти! Поэтому при достаточном обеспечении памятью Pro Tools 11 вас весьма обрадует.

Немного критики

Обидно, что AVID не озаботился расширением штатных обработок, поставляемых с программным пакетом Pro Tools. Набор "бортовых" обработок, конечно, неплох, но всё-таки, чтобы свести материал в соответствии с современными стандартами звуковой индустрии, необходимо много более этого. А так звукорежиссёру понадобится специфический опыт работы в сильно стеснённых обстоятельствах, чтобы сделать что-то достойное.

При этом сама программа стоит совсем не детских денег! Для сравнения могу привести Logic X, который при цене около 200 долл. позволяет поставить пару десятков крутых виртуальных синтезаторов с огромным набором пресетов, дает возможность использовать богатейший арсенал собственных обработок высшего класса, причём есть даже встроенный tune и мастеринговые обработки, которых вполне хватает для большинства штатных случаев мастеринга (а ещё там есть огромная библиотека шумов, звуковых эффектов, лупов и т.п. ). И если бы не 20-летний опыт работы в Pro Tools и не убеждённость в том, что он необходим на любой уважающей себя студии, то по соотношению качество/цена и цена/возможности я бы непременно купил Logic X и работал бы в нём, не испытывая никакого сожаления о вбуханных в студийное оснащение огромных ресурсах (я уж молчу про внутреннюю интеграцию Logic X в операционную систему Mac OS X и в семейство прочих продуктов Apple).

Чтобы не возникало кривотолков, уточню описанное выше детальнее. Pro Tools ныне существует в двух вариантах – Pro Tools 11 и Pro Tools 11 HD. Pro Tools 11 HD является полной версией программно-аппаратного комплекса и, естественно, предполагает работу с аппаратным обеспечением AVID, которое берёт на себя часть вычислительных функций при работе со звуком, тем большую, чем больше "железа" поставлено. Если же такого обеспечения нет, то с аудиокартами сторонних производителей Pro Tools 11 работает, как любой другой программный секвенсор-мультитрекер. То есть если вынуть "железки" AVID, то Pro Tools HD превращается в просто Pro Tools. Вот этот самый "просто Pro Tools" стоит около 20-25 тысяч рублей на сайтах, торгующих музыкальными товарами. Согласитесь – цена немалая.

Заключение

В целом хочу отметить, что Pro Tools 11 – это, безусловно, флагманский продукт, теперь более, чем когда-либо в своей истории приближенный к пользователю. Если вы ещё не знаете, что это такое – скачайте и протестируйте 30-дневную версию. Думаю, каждый найдет там много полезного и интересного! Ну и не стоит забывать, что Pro Tools – стандарт профессиональной цифровой звуковой индустрии в любой стране мира.