Arturia MiniLab 3 Alpine White – популярная модель компактного контроллера в белом исполнении

В начале 2023 года компания Arturia представила специальную версию популярного MIDI-контроллера MiniLab 3 в белоснежном исполнении Alpine White. Данная модификация не отличается функциональностью от обычной версии, изменения наблюдаются только в альтернативном цветовом оформлении. Кроме того, приятный сюрприз ждет всех покупателей MiniLab 3 Alpine White в нашей стране. В комплекте с клавиатурой вместо урезанной версии Analog Lab Intro идет полноценная версия Analog Lab PRO, стоимость которой отдельно составляет €199. Оставшийся софт в лице Ableton Live Lite, UVI Model D, NI The Gentleman, а также 2 месяца подписки на Loopcloud и Melodics поставляются без изменений.

Столь привлекательные изменения в комплектации послужат хорошим поводом рассказать о возможностях управления контроллера MiniLab 3 программой Analog Lab PRO и взаимодействии с DAW.

Технические характеристики Arturia MiniLab 3 Alpine White

Клавиатура 25 миниатюрных клавиш
синтезаторная механика
чувствительность к скорости нажатия
Контроллеры 9 поворотных безупорных регуляторов
8 пэдов с RGB подсветкой
4 фейдера
сенсорные полоски pitch и modulation
кнопки октавного сдвига
Функции экранчик с ручкой управления
встроенный арпеджиатор
режим аккордов
скрипты для популярных DAW
кнопки транспортной панели DAW
Подключение USB-С разъем
MIDI DIN выход
разъем для сустейн педали
Габариты 355 x 220 x 50 мм
Вес 1,5 кг
Комплектация USB-кабель
Analog Lab PRO, Ableton Live Lite, UVI Model D, NI The Gentleman, 2 месяца подписки на Loopcloud и Melodics

Устройство Arturia MiniLab 3 представляет собой один из наиболее популярных контроллеров французского производителя. Его достоинства заключаются в компактных размерах, хорошем оснащении, качественном исполнении и демократичной стоимости.

Устройство оборудовано малоразмерной двухоктавной клавиатурой, пэдами с RGB-подсветкой, поворотными регуляторами и фейдерами. Контроллер MiniLab 3 имеет тесную интеграцию со всеми программными продуктами Arturia, входящими в состав V Collection и позволяет управлять в том числе и внешними аппаратными синтезаторами через MIDI выход.

Версия контроллера Alpine White подразумевает полностью белое оформление. Как вы можете видеть на фотографии в устройстве белого цвета не только корпус и регуляторы, но и клавиши клавиатуры. Внешний вид пэдов тоже изменился. Здесь их покрытие выполнено прозрачным, позволяя светить пэдам еще ярче.

Подключение клавиатуры к компьютеру осуществляется через USB порт. В комплекте идет фирменный кабель для подключения с практичным Г-образным разъемом, позволяющем разместить клавиатуру почти вплотную к другому устройству и удобно расположить провод в нужном направлении. Следует также отметить наличие разъема для подключения педали и полноценного 5-контактного DIN MIDI-выхода.

Для корректной работы клавиатуры Arturia MiniLab 3 в профессиональных аудио приложениях предусмотрены специальные скрипты, позволяющие правильно взаимодействовать регуляторам, фейдерам и кнопкам. Их необходимо скачать с сайта производителя и установить в систему. Исключение составляет Ableton Live, при ее использовании ничего дополнительно устанавливать не придется, лишь указать необходимый MIDI-порт в настройках программы. С помощью скриптов клавиатура в автоматическом режиме изменяет настройки набортных контроллеров в зависимости от запущенной DAW и позволяет почти одновременно управлять настройками виртуальных инструментов и некоторыми функциями секвенсора. Почему почти? Потому что для смены управления все же придется переключиться из режима Analog Lab на DAW, или обратно. Переключение производится нажатием на пэд "Prog", при удерживании кнопки "Shift". Немного практики, и этот процесс происходит машинально, как при смене языка на клавиатуре при наборе текста.

В разных программах управляющие параметры DAW немного отличаются, но их всех объединяет возможность навигации по проекту, управление функциями транспортной панели и микшера. Сегодня мы рассмотрим более подробно работу контроллера Arturia MiniLab 3 в программах Ableton Live и Cubase, но сначала расскажем о работе с приложением AnalogLab Pro.

AnalogLab Pro

На сегодняшний день программа AnalogLab Pro насчитывает более 2000 пресетов из коллекции синтезаторов и клавишных инструментов Arturia V Collection. Мы регулярно знакомим наших читателей с новыми продуктами V Collection, которая уже насчитывает 39 уникальных инструментов. В AnalogLab Pro подобраны наиболее отличающиеся тембры представленных инструментов, без возможности детальных настроек. Для регулировки доступны лишь определенные параметры, заключенные в четырех макросах.

Можно сказать AnalogLab Pro является своего рода начальной версией популярной библиотеки V Collection, с возможностью последующего апгрейда. При покупке понравившегося инструмента он будет доступен, как и все остальные инструменты, здесь же, в интерфейсе AnalogLab. Но уже как полнофункциональный продукт с дополнительными пресетами, полноценными возможностями управления и детальными настройками, которые при желании можно вызвать в любой момент времени.

AnalogLab Pro работает как самостоятельное приложение и может быть использовано в качестве VST, AU или AAX плагина в любом DAW. В обоих случаях управление с помощью контроллера MiniLab 3 принципиально не отличается.

Если предполагается использование AnalogLab Pro в автономном режиме, то есть без DAW. То для взаимодействия контроллера в настройках приложения следует выбрать MIDI-клавиатуру MiniLab 3. После этого в нижней части интерфейса программы появится графическое отображение всех регуляторов и фейдеров, используемых в MiniLab 3. Они соответствуют параметрам, которые можно будет изменять с помощью контроллера.

Параметры для регулировки уже назначены для всех пресетов AnalogLab. Обычно это наиболее сильно изменяющие тембр звука параметры и настройки эффектов. Первые четыре макроса основополагающие. Как правило на один макрос назначено сразу несколько параметров синтезатора, а для упрощения макросы имеют простые названия, например Brightness или Timbre. В действительности там может быть целая куча настроек огибающей, резонансного фильтра, модуляции и прочих параметров, влияющих на тембр. Остальные четыре макроса позволяют регулировать насыщение эффектами. А с помощью фейдеров регулируется эквализация и общая громкость.

Важно отметить, что энкодеры на контроллере MiniLab 3 выполнены безупорными. Благодаря этому при переключении плагина или его пресета выставленные значения можно изменять сразу, не вращая регуляторы вхолостую до текущих значений.

Очень удобно, что все пресеты AnalogLab сгруппированы по тэгам. Это позволяет моментально отсортировать пресеты по характерным признакам и сузить область поиска до минимума. Главный энкодер на MDI-контроллере позволяет перемещаться по всем этим тэгам и задействовать необходимые фильтры поиска. При этом на экранчике устройства удобно отображаются выделенные тэги и название пресетов. Все это позволяет не обращаться к монитору компьютера и работать исключительно с контроллера, подбирая наиболее подходящие тембры, сразу проверяя их на вариативность звучания и гибкость управления.

AnalogLab позволяет также создавать двухслойный тембр, используя одновременно два разных пресета. В данном режиме можно сочетать любые доступные пресеты, разделив их по зонам клавиатуры, спараномировать и здесь же наложить эффекты. Четыре первых макроса будут у каждого слоя регулироваться индивидуально, а вот эффекты и эквализация будут общими. Эффекты визуально выполнены в виде гитарных педалей и позволяет использовать 12 эффектов разного типа в первых двух слотах. Два других предназначены исключительно для дилея и реверберации. Понравившуюся конфигурацию можно сохранить в свой пресет.

Использование AnalogLab Pro в качестве плагина в музыкальных редакторах не влияет на удобство управления с помощью контроллера MiniLab. Навигация по коллекции пресетов и регулировка макросов остается прежней. Даже если в проекте используется большое количество копий AnalogLab, настройки исправно перескакивают с одной конфигурации на другую. Главное не забывать переключаться между режимом управления плагином и DAW.

Ableton Live

Для работы контроллера в Ableton Live потребуется лишь в настройках MIDI выбрать из списка устройство «MiniLab 3» и в используемых портах указать источник «MiniLab3 MIDI». Этого будет достаточно для обычной работы контроллера в Ableton Live.

При активации режима DAW в «Arrangement view» главный энкодер позволяет перемещать курсор по таймлайну проекта. Нажатие на энкодер приводит к воспроизведению с текущей позиции. При удерживании Shift энкодер перемещается по трекам проекта, а нажатие приводит к его активации для записи и игре на MIDI-клавиатуре. В «Scene view» c помощью энкодера производится навигация по сценам и их запуск, с удерживанием Shift можно перемещаться по трекам и активировать их.

Регуляторы, по умолчанию, управляют случайными параметрами используемого в треке инструмента или эффекта. Если вам необходимо управление какими-то определенными параметрами, лучше использовать в плагине группу макросов и назначить нужные настройки. Так как в этом случае энкодеры будут соответствовать уже вызванным макросам, а не случайным параметрам. Если же не треке используется инструмент Artura, то для управления им в контроллере необходимо переключиться в режим управления плагином "Arturia". Это позволит взаимодействовать с плагином AnalogLab Pro так же, как и в автономном режиме, описанным ранее.

Фейдеры позволяют управлять громкостью выбранного в текущий момент канала, посылом на шины с эффектами и регулировать панораму.

Независимо от включенного режима в контроллере пэдами при удерживании кнопки Shift можно управлять функциями транспортной панели (Loop, Stop, Start, Rec, Tap). В режиме инструмента пэды, как и полагается воспроизводят ноты. В режиме DAW служат триггером для запуска или записи сцен.

Cubase

В отличие от Ableton Live для успешной работы контролера в Cubase необходимо в систему установить скрипт и указать в настройках MIDI портов устройство «MiniLab3 MIDI».

Возможности управления Cubase схожи c Ableton Live. Контроллер работает в двух режимах: «Arturia» и «DAW» . Если на треке используется плагин от Arturia, то управление ничем не отличается от описанного ранее автономного режима. Если используется инструмент стороннего производителя, то контроллер лучше перевести в режим DAW и воспользоваться универсальной панелью с макросами QC. В этом случае энкодеры будут соответствовать назначенным параметрам в макросах.

С помощью главного энкодера производится навигация по трекам проекта, при удерживании Shift - перемещение курсора по таймлайну. Нажатие на энкодер вызывает используемый плагин или переводит работу энкодеров в альтернативный режим управления микшером. В этом режиме поворотные регуляторы контроллера с макросов плагина переключаются в управление громкостью первых 8 каналов микшера. Но на наш взгляд гораздо удобнее регулировать громкость фейдером перемещаясь по микшеру поканально.

Пэды в Cubase служат исключительно для воспроизведения нот по хроматизму. В зависимости от использования конкретных драм модулей можно задать определенные диапазоны для пэдов. Это и многое другое очень удобно делать в отдельной программе Arturia Midi Control Center. В ней наглядно отображаются все используемые в устройстве контроллеры, позволяя быстро изменить любые настройки и сохранить конфигурацию для оперативной загрузки в дальнейшем.

Что касается клавиш и механики, то в MiniLab 3 используется если не самая качественная малоразмерная клавиатура, то точна одна из лучших. Клавиши имеют довольно надежную конструкцию. Механика удобная, в меру упругая и без труда позволяет играть с разным значением велосити. В настройках предусмотрено несколько вариантов кривой велосити и фиксированный режим с максимальным значением.

Обязательно стоит упомянуть о встроенном в клавиатуру арпеджиаторе и режиме аккордов. Арпеджиатор в MiniLab 3 имеет классический вид и позволяет воспроизводить арпеджио аккордов в разных направлениях, включая случайный порядок. Для удобства работы с арпеджиатором предусмотрена функция Hold, позволяющая держать аккорд нажатым для свободного редактирования и изменения различных параметров звучащего инструмента. Кроме смены направления, доступна настройка темпа, кратности темпа, октавного диапазона, длительности нот и синкопирования. В качестве источника синхронизации может послужить как внутренний клок устройства, так и запущенная DAW.

Режим аккордов позволяет сконфигурировать какой-нибудь аккорд, состоящий из нескольких нот для его последующего исполнения одной клавишей. Можно создать только один аккорд, но он может состоять из любого количества звуков. Для его создания нужно удерживая одновременно кнопки Shift и Chord нажать необходимы клавиши. Последовательность нот не важна, если не планируется использовать данный аккорд в арпеджиаторе. Такая возможность в MiniLab 3 также предусмотрена.

Выводы

На наш взгляд, Arturia MiniLab 3 является одним из наиболее удачных MIDI-контроллеров на рынке и выход дополнительных модификаций это подтверждает. Рассматриваемая сегодня версия Arturia MiniLab 3 Alpine White выглядит превосходно и является по своему уникальной. Устройство полностью в белом оформлении отлично впишется в любой интерьер студии и будет очень привлекательным на сцене. По оснащенности и возможностям управления контроллер Arturia выглядит крайне интересно, а благодаря эксклюзивной для нашего рынка расширенной комплектации, включающей AnalogLab Pro, Arturia MiniLab 3 Alpine White и вовсе вне конкуренции.



MIDI-клавиатура Arturia MiniLab 3 Alpine White предоставлен
дистрибьюторским центром MPC DISTRIBUTION