Arturia V Collection X — коллекция виртуальных инструментов Arturia 2023 года

Григорий Лядов

Компания Arturia продолжает радовать своих поклонников регулярным обновлением коллекции виртуальных инструментов V Collection. В текущем, уже десятым по счету, обновление V Collection X, появилось три новых инструмента: электропиано CP-70 V; программная версия фирменного синтезатора Arturia MiniFreak V и бас-синтезатор Acid V. Вместе с тем, гибридная серия инструментов Augmented получила продолжение, к уже имеющимся STRINGS и VOICES было добавлено три новых инструмента BRASS, PIANO и WOODWINDS. Также были существенно переработаны инструменты Mini V и Wurli V. Кроме этого, коллекцию дополнили три уникальных авторских набора из 450 пресетов для разных инструментов V Collection.

Библиотека Arturia V Collection X включает в себя 39 полноценных продуктов, обладающих оригинальным звучанием, детальными настройками и уникальными возможностями управления. Каждый из виртуальных инструментов может быть использован как VST, AU и AAX плагин, так и в качестве самостоятельного автономного приложения. Стоимость всей коллекции составляет €599. Обновление с предыдущей версии обойдется существенно дешевле.

Основная часть инструментов коллекции представляет собой программными версиями культовых клавишных инструментов прошлого столетия. Два новых инструмента продолжают славную традицию возрождения легендарных винтажных устройств. Так, CP-70 V воссоздает звучание электропиано Yamaha CP-70, популярного среди музыкантов 1970-x 1980-х годов. Инструмент Acid V является программным воплощением басового синтезатора Roland TB-303, активно использующегося в электронной музыке с 1990-х годов. С синтезатором MiniFreak V мы уже встречались знакомившись с его одноименной аппаратной версией MiniFreak. А серия Augmented представляет собой современные инструменты с мощными средствами морфинга. В этом обзоре мы рассмотрим поближе появившиеся инструменты.

Следует напомнить, что звучание виртуальных инструментов Arturia полностью моделируется, в них практически не используются семплы. Это позволяет, в первую очередь, добиться яркого и выразительного звучания. А во-вторых, получить контроль над самыми разнообразными и неожиданными настройками, которые недоступны в семплерных решениях. Тем более, что Arturia в своих продуктах старается воссоздать все детали оригинальных инструментов того времени, с учетом всех особенностей электрических схем и механизмов. Но помимо достоверной эмуляции, программные аналоги Arturia оснащены и дополнительными современными возможностями. Такими как пресеты, автоматизация, дополнительная модуляция, современные эффекты и многое другое.

Acid V

Инструмент Acid V представляет собой программную версию знаменитого басового модуля Roland TB-303, выпущенного японским производителем в 1981 году. Поначалу этот интересный синтезатор не нашел отклика у музыкантов того времени и в связи с низкими продажами его сняли с производства. Однако много позже оригинальное звучание TB-303 пришлось по душе создателям электронной музыки. Благодаря характерному тембру и наличию CV/Gate подключения TB-303 стал повсеместно использоваться электронными музыкантами в студиях и живых выступлениях. В настоящее время компания Roland возобновила производство басового модуля, но уже в несколько измененном виде.

Acid V повторяет все функции аутентичного инструмента образца 1981 года, но обладает рядом современных возможностей, облегчающих работу с инструментом. Так, например, создание секвенций производится не с помощью встроенной клавиатуры. Для этого предусмотрен графический секвенсор/арпеджиатор, с более удобным и привычным отображением последовательности. И хотя клавиатура в интерфейсе синтезатора осталась, с ее помощью можно лишь транспонировать запрограммированную мелодию.

Все основные настройки синтеза в программном синтезаторе воссозданы без изменений. Даже регулятор ACCENT, изменяющий одновременно амплитуду и затухание огибающей фильтра соответствуют оригинальному инструменту. Acid V так же, как TB-303 является одноголосым синтезатором, в основе которого лежит один осциллятор, с возможностью выбора между пилообразной формой и меандром. Однако, для более насыщенного тембра Arturia добавили еще сабгенератор с тремя типами волны на выбор. Он плавно подмешивается к основному тону и, может быть, транспонирован на одну или две октавы ниже. Кроме этого, виртуальный инструмент дополнен секцией дисторшн, с помощью которого можно придать звучанию более агрессивный и напористый характер. На выбор представлено 14 типов разной обработки, позволяющий выбрать наиболее подходящий вариант.

В Acid V предусмотрено три основных режима воспроизведения. В режиме SEQ плагин воспроизводит заданную секвенцию. Нажатие на клавишу или воспроизведение ноты в DAW приводит к началу проигрывания секвенции на высоте от нажатой ноты. Режим арпеджио позволяет непрерывно исполнять заданное арпеджио из нажатых нот. А в режиме EXT звуком синтезатора можно воспроизводить мелодии DAW секвенсора или внешнего MIDI-контроллера. Конечно, наиболее интересное звучание получается, используя встроенный секвенсор, благодаря наличию модуляции.

Расширенные настройки открывают доступ к секвенсору, блоку модуляции и эффектам.

Встроенный пошаговый секвенсор позволяет создавать последовательности длительностью до 64 ударов. Для удобства предусмотрены уже готовые ритмические рисунки и патерны, которые можно легко подредактировать или видоизменить с помощью множества разных функций. Вместе с привычными настройкам и режимами воспроизведения секвенции или арпеджиатора здесь предусмотрен рандомный подбор почти каждого параметра. Например, можно поэкспериментировать только со значениями длительности или акцента. Или изменить вовсе всю секвенцию с помощью инструментов TRANSMUTATION, регулируя интенсивность рандомности. Примечательно и то, что мелодию можно создавать в рамках заданной гаммы или лада. Особенно это пригодится при рандомном преобразовании последовательности, исключающей диссонирующие ноты. Все это существенно расширяет творческий потенциал, такого скромного, на первый взгляд, секвенсора.

Другим эффективным инструментом воздействия на тембр в Acid V является модуляция. В плагине предусмотрено три источника модуляции, позволяющие назначить практически на все регуляторы инструмента, включая основные параметры эффектов. Блок модуляции выполнен традиционно для инструментов Arturia. Он позволяет использовать самые разные типы кривой, будь это традиционный вид ADSR огибающей или какая-либо другая вычурная форма ритмически повторяющихся всплесков. Наглядное отображение, гибкая возможность редактирования и практичная система назначения позволяет с удобством использовать модуляцию, делая звучание более подвижным.

Дополнительная панель с эффектами выполнена в виде четырех секций со стереоэффектами, используемыми последовательно. Доступно на выбор 17 типов эффектов, среди которых представлена частотная, динамическая и пространственная обработка сигнала. Как можно видеть, эффекты имеют визуализацию и полноценные настройки, доступные для модуляции.

Синтезатор Arturia Acid V содержит более 150 пресетов удобно отсортированных по тегам. Демо версию и примеры звучания этого интересного инструмента можно найти на официальной странице производителя.

CP-70 V

Следующий плагин CP-70 V моделирует звучание легендарного электропиано Yamaha CP-70, получившее широкое признание среди концертных музыкантов в конце 1970-х годов. Благодаря своему сравнительно компактному размеру, применению прогрессивных для того времени звукоснимателей и, вследствие этого, яркому и чистому звучанию электропиано повсеместно использовалось гастролирующими клавишниками. Характерный узнаваемый тембр Yamaha CP-70 можно услышать во многих хитах того времени, а некоторые музыканты используют легендарное электропиано и по сей день.

Для того, чтобы звучание CP-70 V было максимально похожим на оригинал, Arturia записали электропиано, создав восьмислойные семплы с продолжительными релизами. Причем запись сигнала производили как с линейного выхода электропиано, так и в стерео режиме с помощью двух ленточных микрофонов. В меню плагина можно настроить баланс между чистым сигналом и записанным на микрофоны.

Для более достоверного звучания CP-70 V производитель дополнительно смоделировал поведение используемых в оригинальной схеме предусилителя, эквалайзера и эффекта тремоло. Настройки всех этих параметров находятся на основной вкладке плагина и позволяют отрегулировать звучание на свой вкус. Все остальные возможности управления расположены в окне продвинутых настроек.

В инструменте предусмотрена настройка кривой велосити, позволяющая настроить наиболее подходящий отклик CP-70 V в зависимости от используемой MIDI-клавиатуры и характера исполнения. Можно воспользоваться готовыми пресетами или самому нарисовать кривую необходимой формы. Остальные настройки включают в себя различные типовые параметры.

Панель с эффектами выполнена в виде шести гитарных педалей, подключенных последовательно. Используемые эффекты универсальны для многих продуктов Arturia и хорошо знакомы нам. Первые четыре педали позволяют использовать традиционные гитарные эффекты. Пятый слот служит для эмуляции гитарного усилителя Fender Twin и кабинета Лесли, использующихся в то время с электропиано Yamaha CP-70. В последнем слоте используется эффект реверберации.

Как и все инструменты библиотеки CP-70 V имеет целый ряд готовых пресетов, отличающихся настройками и используемыми эффектами. Полноценную демо версию электропиано и примеры звучания можно найти на страничке производителя.

MiniFreak V

Программный синтезатор MiniFreak V является точной копией аппаратного синтезатора Arturia MiniFreak, детально рассмотренного нами ранее. Изначально, плагин работал лишь при подключении железного синтезатора и облегчал рабочий процесс, особенно в DAW. Немного позже MiniFreak V стал доступен всем желающим в качестве самостоятельного инструмента.

Плагин MiniFreak V включает в себя все возможности аппаратного полифонического синтезатора MiniFreak. В его основе лежит два осциллятора, причем второй может быть использован в качестве модулятора для первого осциллятора. Для каждого генератора предусмотрено 14 основных типов сигнала. Среди них представлены как традиционные типы волн, так и более сложные формы. Примечательно, что некоторые типы осцилляторов производитель позаимствовал у модульных синтезаторов Mutable Instruments и Noise Engineering. Кроме этого, для первого генератора доступен в качестве источника сигнал, подающийся на вход звуковой карты. А для второго генератора предусмотрено еще шесть конфигураций, позволяющих модулировать первый генератор. В основном это различные фильтры, частотная/кольцевая модуляция и деструктивная форма Destroy.

Очень удобно, что MiniFreak V имеет визуальное отображение почти всех основных режимов работы и параметров. Это позволяет сразу видеть результат воздействия и изменений, производимых внутри синтезатора.

Кроме выбора источника осциллятора MiniFreak V позволяет видоизменять сигнал с помощью трех дополнительных регуляторов. В зависимости от выбранного типа осциллятора эти три параметра будут немного отличаться, но все они позволяют плавно изменять характер звучания и доступны для модуляции. Помимо возможности плавной трансформации осцилляторов ключевой особенностью MiniFreak V является многорежимный аналоговый фильтр, созданный на основе фильтра легендарного Oberheim SEM. Фильтр с крутизной спада 12 дБ на октаву имеет три режима работы: Low Pass, Band Pass и High Pass. Из доступных регулировок предусмотрена настройка частоты среза и резонанса. Третий регулятор Env позволяет задавать значение модуляции, огибающей фильтра.

На основной вкладке расположен также блок стереоэффектов. В MiniFreak V предусмотрено одновременное использование до трех эффектов. На выбор представлено десять вариантов обработки: Chorus; Phaser; Flanger; Reverb; Delay; Distortion; Bit Crusher; 3 Bands EQ; Peak EQ и Multi Comp.

Ну и конечно отдельно следует выделить возможности модуляции. Так как MiniFreak V изначально был предусмотрен работать в паре с синтезатором, назначение источников модуляции реализован как в аппаратном MiniFreak, посредством матрицы. Процесс назначения довольно простой и позволяет видеть картину целиком. С левой стороны матрицы расположены источники модуляции, сверху - модулируемые параметры. В точках пересечений задается значение модуляции.

В качестве источников модуляции предусмотрено два LFO, ADSR и кольцевая огибающие. Кроме того, предусмотрена возможность использования значений велосити или aftertouch. Дополнительным источником может служить сенсорная полоска и макросы. Режим макроса позволяет назначить на сенсорные полосы до четырех различных параметров и в дальнейшем одновременно их изменять. В готовых пресетах они уже назначены на наиболее интересные настройки, позволяя эффектно воздействовать на звучание.

Помимо всего прочего синтезатор оснащается встроенным секвенсором/арпеджиатором. Арпеджиатор имеет 8 основных вариантов воспроизведения и четыре продвинутых режима, позволяющих более креативно подойти к повторяющейся мелодии арпеджиатора. Секвенсор позволяет создавать последовательности длительностью 64 удара. Кроме высоты ноты, длительности и значения велосити секвенция позволяет записывать еще четыре дополнительных параметра, существенно расширяя потенциал. Параметры не залочены, их можно выбирать самостоятельно для каждой новой секвенции. Для оживления повторяющихся последовательностей предусмотрена функция Spice & Dice, позволяющая немного модифицировать текущую мелодию и сделать звучание не таким однообразным.

Как мы уже писали ранее аппаратный гибридный синтезатор MiniFreak получился очень интересным. Отрадно, что пользователи получили возможность реализовать свои творческие идеи с помощью программной версии этого замечательного инструмента. Примеры звучания и полноценная демо версия синтезатора MiniFreak V доступны на официальной странице производителя.

Augmented BRASS, Augmented PIANO и Augmented WOODWINDS

Следующие три инструмента продолжают серию инструментов Augmented. Они призваны вдохнуть новую жизнь в привычное звучание классических инструментов и представляют собой гибридные инструменты, сочетающие в себе семплер и синтезатор с возможностью плавной трансформации тембра. Упор в этих инструментах сделан больше на возможностях морфинга, чем на синтез и функции семплера.

В Augmented используются семплы живых инструментов и для создания данных плагинов производитель записывал живые инструменты. Однако рафинированного звучания живых инструментов здесь нет, Augmented — это немного про другое. Сильной стороной инструментов Augmented является возможность плавной трансформации одного тембра в другой. Наиболее ярко это проявляется при переходе от звучания живых инструментов в полностью синтезированный тембр с какими-нибудь пульсирующими элементами и совершенно иной текстурой.

Принцип работы всех инструментов серии Augmented одинаковый. В них предусмотрено два основных слоя Layer A и Layer B, между которыми и происходит плавный переход. В данном случае морфинг представляет собой простой кроссфейд, осуществляемый через изменение громкости. Но благодаря довольно богатым средствам управления разнообразными параметрами через макросы, можно добиться смену тембра более интересной.

Четыре нижних регулятора представляют собой шины с эффектами. Реверберация и дилей являются мастер эффектами, которые нельзя сменить. FX A и FX B представляют собой шины с двумя эффектами на выбор. Три верхних регулятора Color, Time и Motion являются макросами для назначения группы из шести различных параметров. Самый большой регулятор Morph позволяет назначить таких параметров целых 12.

Для каждого слоя Layer предусмотрено два слота, в которых можно использовать семпл живого инструмента или несложный синтез. Настроек не так много, но немного подкрутить тембр можно. Для семплера есть настройки ADSR огибающей. При использовании синтезатора можно выбрать один из четырех методов синтеза: Аналоговый, Гранулярный, Гармонический и Таблично волновой. В зависимости от выбранного типа синтеза настройки будут немного отличаться, однако их количество остается минимальным.

Далее сигнал можно обработать фильтром. В инструментах Augmented доступно шесть вариантов. Первые три (SEM, Multimode и Surgeon) представляет собой резонансные Low Pass фильтры. Два других являются гребенчатыми фильтрами (Comb и Phaser). И последний - формантный фильтр (Formant). Большая часть параметров можно промодулировать с помощью различных источников модуляции, размещённых на специальной вкладке.

Здесь имеется два отдельных генератора LFO, два рандомайзера и два дополнительных генератора Function с возможностью выбора формы волны и ее последующего редактирования. Управляющими источниками также могут послужить параметры Velocity, функция Aftertouch и колеса Pitch и Modulation.

Кроме этого, в Augmented предусмотрен арпеджиатор/секвенсор, позволяющий воспроизводить не только ноты, но и аккорды. Причем с пошаговым редактированием громкости и продолжительности.

На вкладке с эффектами Augmented позволяет задействовать по два эффекта на каждый слой. Используемые эффекты традиционные для большей части инструментов Arturia и включают в себя фильтры, компрессор, дисторшн, биткрашер, хорус, расширение панорамы, фейзер, флэнджер, ревер и дилей. Используемые эффекты имеют графическое оформление и могут динамически управляться разными источниками модуляции.

Как мы уже писали инструменты Augmented выглядят оригинально и очень интересно. Плагины оснащены большим количеством разнообразных пресетов, всецело раскрывающих возможности инструментов. Серия Augmented послужит отличным инструментом для работы в кинематографии и с саунд-дизайном. Рекомендуем установить его демо версию и лично в этом убедиться. Примеры звучания плагинов Augmented можно найти на официальном сайте производителя.

Выводы

Как всегда, обновление коллекции виртуальных инструментов Arturia выглядит захватывающе и очень привлекательно. Особенно ярко в текущем обновлении смотрятся синтезаторы Acid V и MiniFreak V. Изысканный звук электропиано CP-70 V придется по душе искушенным клавишникам, а дополнительные инструменты Augmented оценят по достоинству саунд-дизайнеры. Здорово, что производитель предусматривает возможность испытать все плагины перед покупкой самолично и определиться с выбором исходя из собственного опыта работы.

 

Коллекция Arturia V Collection X предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU